-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Kati1974

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 10.04.2011
Записей:
Комментариев:
Написано: 10930


Азбука лепки и советы

Понедельник, 13 Февраля 2012 г. 06:48 + в цитатник
Цитата сообщения Шрек_Лесной Азбука лепки и советы

 (372x143, 15Kb)

 Ш А Р - эта самая гармоничная  и  главная исходная фигура. Любая, даже самая мелкая форма (цилиндр, конус, жгут, лепешка) берут свое начало из гладкого и круглого шара.

Ключ к скатыванию идеального шара лежит в степени изгиба ваших ладоней и величине оказываемого давления (слишком сильное давление приведет к биконической фигуре, напоминающей наконечник игрушки). Важно все время чувствовать толщину кома под ладонью. Ладонь сильнее придавливает более толстые места, выравнивая толщину пластика во всех направлениях. Глаза следят за формой. Глаза – очень важный инструмент. Если хорошо выучить форму шара на глаз, то всегда можно увидеть ошибки. Глаза и руки одновременно придают пластику круглую форму.

Как это делают? По-разному.
Большой шар диаметром не менее 2–3,5 см получается из большого кома пластика, который не помещается между ладонями. Его надо катать на рабочей доске круговыми движениями ладони. На доске можно раскатать круглую на вид форму, имеющую почти одинаковый размер по всем направлениям, но ее поверхность будет не гладкой, а покрытой маленькими плоскостями, соединенными ребрышками, как бы граненой. Это ошибка поверхности. При катании в ладонях поверхность получается совершенно гладкой. Итак, раскатав на доске шар, немного покатайте его между ладонями, стараясь не сдавливать, чтобы не испортить.

Шар поменьше, диаметром 1,5–2,5 см, из такого кома пластика, который помещается между ладонями. Это средний шар. Раскатывается так же, круговыми движениями, чувствуя толщину кома между ладонями и время от времени наблюдая за образованием формы. Ошибка формы – поверхность гладкая, но в разных направлениях толщина кома разная. Это не шар, а яйцевидная или овальная форма. Еще одна ошибка формы – ком неровный, имеет округлые выступы и впадины, больше похож на морской камешек, а не на шар.

Очень маленькие шары, размером с горошину, такие, что ладони рук их не чувствуют, катают в углублении  ладони указательным или средним пальцем.

 

Я Й Ц О – чтобы сформировать эту фигуру, ладони нужно сложить V-образно и 2-3 раза покатать шар взад и вперед. Небольшое яйцо формуется, раскатывая шарик пальцем взад и вперед в углублении ладони.

 

К О Н У С -  чем дольше прокатывается шарик взад и вперед, тем более вытянутой, продолговатой будет становиться фигура. Одна половина шара будет сохранять форму шара, а другая – вытягиваться, делаясь все длиннее и тоньше. Так образуется боковая поверхность конуса, ее делает рабочая доска. Давить на пластик надо равномерно и несильно. Чем больше длина конуса, тем большее число пальцев участвует в раскатывании. Большие и средние конусы намного удобнее раскатывать ладонью, а не пальцем, из-под которого шарик часто выкатывается. Ладонь надо поставить рядом с шаром ребром на доску, и, не отрывая от доски, наклонить и положить на шар, и, в таком положении руки перекатывать шар на доске вперед-назад, как обычно. Как только толщина и длина достигнут нужных размеров (или нужных пропорций), раскатывание прекращается. Ошибки формы: прогнутая поверхность; выпуклая поверхность; поверхность с перешейками. Исправляются ошибки более внимательным раскатыванием. Получившийся конус  пока имеет шаровидное основание, на нем конус стоять не будет. Осторожно, не сдавливая, конус  берется пальцами за боковую поверхность, и, прижимая ставится выпуклым основанием на доску, с поворотом вокруг оси. Основание конуса стало плоским, конус не падает!

А чтобы сделать конус полым, необходимо воспользоваться ручкой кисти или каким-либо штырем. Положив конус на бок, жестко удерживая его, чтобы не катался из стороны в сторону, нужно вставить в него рукоятку кисти и рукой прокатать стержень туда и обратно как миниатюрную скалку. Поворачивая конус нужно продолжать до нужных размеров конуса.

Ц И Л И Н Д Р -  формуется путем раскатывания шарика взад и вперед по плоской поверхности. Самое главное здесь заключается в том, чтобы использовать легкое, однородное давление, постепенно перемещая руки в стороны все дальше и дальше (по мере удлинения цилиндра в раскатывании участвует все большее число пальцев). Это вытягивает пластик и поддерживает однородность натяжения поверхности.  Если надо раскатать большой цилиндр, то руками придают комку пластика приблизительную начальную форму, а потом дорабатывают на доске. Надо помнить, что при раскатывании толщина уменьшается, а длина растет. Первоначальная заготовка должна быть толще.

Раскатывая любой цилиндр, мы контролируем только его толщину. Для получения формы нужной длины от цилиндра отрезается кусок. При обычном надавливании стеком мягкий пластик теряет круглую форму, поэтому следует перекатывать цилиндр во время резания, как при раскатывании. Обычно оба конца раскатанного пластика бывают неровные. Поэтому сначала отрезаем неровный конец, а потом – нужную длину.

А П П Л И К А Ц И И – это лепешки, расплющенные  варианты основных форм и служат для создания сложных объемных фигур, путем наложения на основную деталь. Маленькие аппликации сплющиваются при помощи мягкого сжимания их между большим и указательным пальцами. Аппликации большого размера плющатся ладонями, или пальцами на рабочей доске. Нажим должен быть равномерным.

Кроме основных форм  используются плоские листы пластика. Западные мастера рекомендуют применять удобную машинку для раскатки лапши. В наших «полевых» условиях имеется обычная скалка, которую, впрочем, можно усовершенствовать. Для прокатки пластин одинаковой толщины, можно:

1)                      обзавестись таким приспособлением: прибить к доске, на которой вы раскатываете пластик, две рейки-ограничителя одинаковой толщины;

2)                      сделать специальную скалку с кольцами на краях, которые так же будут регулировать толщину пласта.

Вырезать из пластины треугольные, прямоугольные  формы можно ножом при помощи линейки. А сложные, криволинейные вырезаются при помощи шила по намеченному контуру,  проводится линия от края пластины, до края вырезанной фигурки и лишний пластик убирается. Кстати, возможно, на кухне у вас имеются интересные формы для печенья, они тоже могут пригодиться…;-)

 

КАК ПРИГОТОВИТЬ соленое ТЕСТО

Вам понадобятся: соль «Экстра», пшеничная мука, растительное масло, вода, большая миска, стакан и столовая ложка.

Всыпьте в миску 1 стакан соли и 1 стакан муки и перемешайте соль с мукой столовой ложкой. Затем влейте 1 столовую ложку растительного масла и полстакана воды, перемешайте ложкой и месите руками до однородного состояния так же, как обычное тесто. Воду можно заменить киселем из крахмала, тогда масса будет намного пластичнее.

Кисель делают так: 
1 столовую ложку крахмала растворите в 1/2 стакана холодной воды. А еще 1 стакан воды нагрейте в маленькой кастрюльке до кипения. Влейте в кипящую воду раствор крахмала, помешивая. Когда содержимое кастрюли загустеет и станет прозрачным, выключите огонь. Дайте киселю остыть и влейте его в смесь муки с солью вместо воды.

Тесто может получиться слишком мягким. Тогда поступите следующим образом: смешайте на дне миски столовую ложку муки со столовой ложкой соли. Прижмите ком теста к этой смеси, а затем сомните его. Поступайте так до тех пор, пока тесто не станет более плотным.

Положите полученную массу в полиэтиленовый пакет и поместите в холодильник на 2—3 часа. После этого из теста можно лепить. Если после занятий лепкой у вас еще останется тесто, то храните его в холодильнике в полиэтиленовом пакете.

ЦВЕТНОЕ ТЕСТО

Часть массы для лепки можно оставить неокрашенной (она имеет светло-бежевый цвет), а часть — окрасить в разные цвета с помощью гуашевых красок. Если вы будете лепить из цветного теста, вам не придется раскрашивать готовые изделия. Это особенно важно, если лепить будут маленькие дети, которым еще трудно точно попасть кисточкой в определенное место.

Итак, вам понадобится неокрашенное соленое тесто и набор гуашевых или акриловых красок. Краски должны находиться в пастообразном состоянии. Если они засохли, добавьте в баночки немного воды и подождите, пока краска размягчится.

Возьмите в левую руку кусок теста, такой, чтобы он свободно помещался у вас в кулаке. Посередине этого куска сделайте ямочку-вмятину. Указательным пальцем правой руки зачерпните из баночки кусок пасты и поместите в это углубление.

Сомкните края вмятины так, чтобы краска оказалась внутри.

Катайте комок теста между ладонями вверх и вниз. Руки немного запачкаются, но это не беда — краска легко отмывается водой. А чтобы тесто не очень прилипало к рукам, смочите их подсолнечным маслом.

Раскатав длинную колбаску, сложите ее пополам и катайте снова. Повторяйте эту операцию до тех пор, пока не исчезнут «мраморные» разводы и цвет не станет однородным. Если после введения краски тесто стало слишком мягким, добавьте в него немного соли с мукой.

Приготовьте таким образом набор цветной массы. Часть теста оставьте неокрашенным — оно будет исполнять роль белого. Тесто каждого цвета храните в отдельном полиэтиленовом пакете или в баночке из-под йогурта с плотно закрывающейся крышкой.

Куски окрашенного теста можно смешивать, как и краски, и добиваться нужного вам оттенка. Для этого нужно просто взять 2 куска теста и мять их вместе до тех пор, пока тесто не станет однородным.

синий + белый = голубой 
белый + красный = розовый 
синий + розовый = фиолетовый 
голубой + желтый = зеленый 
желтый + красный = оранжевый 
зеленый + красный = коричневый 
зеленый + синий = изумрудный .

И не забудьте запастись тестом телесного цвета! Для того чтобы сделать такое тесто, добавьте в светло-розовый чуть-чуть желтого.

Излишки цветного теста, которые остаются после лепки, можно смешивать в один комок, чтобы они не засохли. В результате получится «непонятный», скорее всего серо-коричневый, цвет. Но он тоже может на что-нибудь пригодиться.

ЗОЛОТОЕ И СЕРЕБРЯНОЕ ТЕСТО

Золотое и серебряное тесто — какая роскошь! А сделать его очень просто: замешайте в тесто золотую или серебряную краску (гуашь или акрил) так же, как вы это делали с обычной. В магазинах канцтоваров также продается гель с блестками для гуаши. Его хорошо вводить в тесто вместе с золотой краской.

РАБОЧЕЕ МЕСТО И ИНСТРУМЕНТЫ

Для того чтобы лепить из теста, надо не так уж много.

Во-первых — стол. Его желательно освободить от посторонних предметов и застелить клеенкой. Кроме того, вам нужна рабочая доска. Лучше всего для этой цели подойдет кусок плотного картона, покрытый сверху листом фольги для запекания. При обжиге готовые изделия ставят в духовку, не отделяя от фольги.

На стол надо поставить 2 стакана: 1 — с водой и 1 — с растительным маслом.

Кроме того, вам понадобятся: небольшая тряпочка, кисточка для акварели, острый нож, остро заточенный карандаш, шило или толстая иголка, скалка (можно заменить ее гладкой бутылкой), колпачок от фломастера или шариковой ручки, алюминиевая фольга (для запекания или от шоколадок) ну и, конечно, соленое тесто.

Поверхность теста на воздухе очень быстро сохнет. Поэтому на рабочем столе тесто должно находиться в плотно закрытых баночках из-под йогурта или майонеза. Каждый раз берите оттуда столько теста, сколько вам нужно, а излишки сразу же складывайте обратно.

ПРИСТУПАЕМ К РАБОТЕ

Очень многие сложные на первый взгляд изделия состоят из простых элементов. Поэтому, прежде чем замахиваться на что-либо сложное, научимся создавать шарики, колбаски, лепешки и т. д. 
Чтобы сделать шарик, возьмите кусочек теста и круговыми движениями покатайте его между ладонями. 
Если шарик расплющить, получится лепешка. Иногда это удобно делать прямо на изделии. 
Капля также получается из шарика. Защипните шарик с одного конца и потяните. Затем, поворачивая шарик, продолжайте вытягивать носик. 
Чтобы сделать колбаску, покатайте кусочек теста между ладонями движениями вперед-назад. 
Если, катая колбаску, надавливать на один из ее концов сильнее, чем на другой, получится морковка-конус. 
Если колбаску покатать карандашом, — получится лента. Учтите, чтобы тесто не прилипало, и карандаш и рабочую доску, на которой вы раскатываете ленту, нужно чуть смочить растительным маслом. Ленту можно сделать и по-другому — расплющить колбаску в пальцах или прямо на изделии. 
Катая скалкой кусок теста по доске, вы получите пластину. И скалка и доска должны быть смазаны растительным маслом. Сделайте это тряпочкой, которая лежит у вас на рабочем столе. 
Из пластин можно вырезать фигуры с прямыми сторонами, например треугольники или квадраты. Делается это острым ножом, смазанным маслом. Ведите нож медленно и плавно, чтобы на краях разреза не образовывались трещины. 
На поверхности теста можно отпечатывать разные предметы, например, красивые рельефные пуговицы, раковины, торец пустого стержня от шариковой ручки или другую трубочку, иголку, отвертку и т. д. 
Делать это надо сразу же после лепки, иначе тесто покроется корочкой, и вместо отпечатков получатся некрасивые проломы. 
Очень эффектно выглядят отпечатки фактурных тканей, например, гипюра. 
Перед отпечатыванием ткани и предметы слегка смочите растительным маслом, чтобы они не прилипли к тесту. 
С помощью ножа на тесте отпечатывают прямые линии и отмечают пальчики на ногах, руках и лапах. 
Остро заточенным карандашом отпечатывают глаза, а косо приложенным колпачком от ручки — улыбку. 
Улыбку можно сделать и при помощи чайной ложки. 
Красивые пуговицы, а также бисер, стеклярус, стеклышки, камешки, цепочки, нитки, лоскутки и кружева можно не только отпечатывать на тесте, но и «впечатывать» в тесто. Желательно, чтобы бисер был стеклянным, а не пластмассовым, а нитки — не синтетическими, иначе вам не удастся обжечь ваше изделие в духовке. 
Обычно элементы из соленого теста хорошо прилипают друг к другу. Но иногда (например, когда один из элементов уже засох) место соединения надо предварительно смочить водой с помощью мягкой кисточки. Это необходимо делать и в том случае, если вы хотите добавить какие-нибудь детали к уже обожженному изделию. Кстати, таким же образом можно починить разбившиеся изделия.

Крупные изделия необязательно (а иногда и невозможно) делать целиком из соленого теста. В этом случае вам понадобится каркас. Каркасами могут служить шарики или другие формы из сжатой фольги или газеты, стянутой скотчем, а также разнообразные коробочки, баночки и стаканчики.

Каркас может быть не внутренним, а наружным, съемным, как, например, в случае с этим сидящим человечком. Роль каркаса играет внутренняя часть обувной коробки, покрытая фольгой. Фольга прикреплена к коробке скотчем.

Вытянутые в высоту формы можно делать и без каркаса, с помощью двукратного обжига. Вот посмотрите: иголки ежа сделаны в первую очередь и обожжены «лежа», а потом уже воткнуты в туловище.

СУШКА, ОБЖИГ И РАСКРАСКА

Чтобы изделия из теста стали прочными, их нужно высушить или обжечь в духовке. Обжиг надо проводить при не очень высокой температуре, иначе изделия могут обгореть, вспучиться или изменить цвет. Время обжига, в зависимости от толщины изделия,— 30—60 минут. Если у вас в доме электрическая плита, поставьте ее на режим самого слабого нагрева. Если плита газовая, придется оставить дверцу немного приоткрытой, зафиксировав ее каким-нибудь предметом, например, скалкой.

Если у вас нет возможности обжечь ваше изделие в духовке, запаситесь терпением. На батарее или на солнце изделия (особенно крупные) высохнут не раньше, чем через неделю.

После обжига или сушки изделия из теста можно раскрашивать и лакировать. Для раскраски можно взять акриловые краски, но лучше всего использовать художественную гуашь, в которую добавлено немного клея ПВА. После высыхания эта смесь слегка блестит и не пачкает руки. Для лакировки используйте акриловый лак. Он водорастворим, нетоксичен и сохнет 6—8 часов. 
http://www.liveinternet.ru/showjournal.php?journalid=2689134&keywordid=1072290

Рубрики:  ЛЕПКА (СОЛЕНОЕ ТЕСТО, ФАРФОР)

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку